Кованые заборы дворянских усадеб
Изящные и кованые витые ограды ассоциируются со старой усадьбой. Мы можем увидеть прошлое великолепие, сохранившееся в виде музеев в дворянских дворцово-парковых ансамблях. В них входят огромные парки и фонтанами, пруды и скульптурные группы, специальная кованая садовая мебель и, разумеется, кованые заборы, созданные местными кузнецами-умельцами.
Обращаясь к традициям художественной ковки, мы пытаемся не только создать комфортную среду обитания на своем участке, но и восстанавливаем прерванную духовную связь поколений, как бы ни пафосно это звучало. Потому что кованые ограды означают другой подход к жизни и иную оценку прекрасного.
Тот, кто хочет приблизить оформление своих домов к дворянским усадьбам, должен знать, что пик усадебного строительства в Российской империи стартовал с середины 18 в. Тогда император Петр 3 принял манифест, по которому дворяне уже не должны были обязательно идти на военную службу. Еще один важный шаг – землю могли приобретать лишь император и дворяне. В результате, многие дворяне, оставив службу, занялись активным строительством усадеб на полученных землях. А последующее царствование Екатерины 2 только закрепило привилегированное положение у русских дворян. Ее правление не зря называли «золотым веком дворянства». В итоге Россия получила целый ряд усадеб построенных по проектам знаменитых зодчих. Соответственно при их строительстве и создании вокруг роскошных парковых комплексов новый толчок в развитии получила художественная ковка. Поскольку кованные заборы вокруг имений были не просто указателем границ, но и показателем статуса.
К сожалению, потрясения двадцатого века практически уничтожили эту богатейшую культуру. А о том насколько великолепны были эти кованые ограды можно судить только по воспоминаниям современников. Поскольку большинство оград банально отправились в металлолом на переплавку.
Вот, например, орловские поместья. Кроме известной туристам усадьбы И.С. Тургенева, здесь находятся всеми забытые, но не менее интересные усадьбы.
В годы правления Петра I Орел приобрел статус центра провинции, превратившись в центр Орловской губернии. В селе Андреаново ( Сабурово) находилось когда-то поместье Александра Меньшикова. Царица Елизавета Петровна решила вернуть его старому владельцу Ф.М. Каменскому. Затем сын графа занялся обустройством усадьбы. Он возвел вокруг нее целую ограду, сделанную как крепостная стена с бастионами и башенками. Надо заметить, что кованый забор делали местные кузнецы. Не случайно в построенных башенках поместили вместе с ледниками и конюшней, еще и кузню. Кроме того, в массивную кирпичную стену встроили помещение летнего театра. Регулярный парк занимал двадцать гектаров. Было и два каменных усадебных дома, от которых теперь остались лишь фундаменты. Да и от самой великолепной ограды сохранились лишь несколько башен.
А вот кованые заборы созданные мастерами в городах имеют более удачную историю. Не так давно была завершена реставрация ограды Шереметьевского дворца. Полномасштабной реставрацией кованой ограды занялись еще в 2008 году. На тот момент состояние решеток уже было предаварийным. Так что реставраторы вынуждены были демонтировать не только саму ограду, но и гранитный цоколь. Затем провели укрепление фундамента. В результате ажурная ограда была украшена восстановленными золочеными деталями из бронзы. Дело в том, что в прошлом веке «потерялось» значительное количество важных элементов герба Шереметьевых. Это корона над щитом, лапы, хвосты львов, лента, где был написан девиз рода Шереметьевых. Сейчас герб полностью восстановлен в соответствии с историческим образцом и красуется на центральных воротах. Восстановили и бронзовые фонари, помещенные на воротных столбах.
Фонтанный до (Шереметьевский дворец) построили в стиле барокко еще в 1750 годах знаменитые архитекторы С.Чевакинский, Ф.Аргунов. Известно, что при строительстве использовались и чертежи Ф.-Б. Растрелли. Лет через сорок после строительства архитектурный ансамбль дополнила кованая ограда с элементами чугунного литья. До этого полная реставрация ограды проводилась примерно сто лет назад.
Разумеется, сейчас с увеличением интереса к истории идет постоянный поиск и восстановление первоначального облика многих дворянских усадеб. Тем более, что в средней полосе их достаточно разбросано по берегам рек и по просторам полей. Поэтому, можно быть уверенным в том, что вместе с открытиями в парково-усадебном творчестве наших предков, мы еще много узнаем о секретах художественной ковки и кованые заборы, строящиеся сейчас, возможно обогатятся новыми элементами подсмотренными у старых кованых оград дворянских усадеб.
|